Как подчеркнула Ольга Двинянина, исследование показало превышение расчетных концентраций по ряду примесей. Эти вещества одинаковы для всех крупных городов. В частности, диоксид азота характерен для выбросов автотранспорта.
Наиболее существенное превышение отмечено по бензопирену, но и это не является исключением для российских городов, особенно на азиатской территории страны, где имеется много частных домовладений, отапливающихся углем. Загрязнение пылью также не является исключительной монополией Красноярска.

Однако ученые не только подсчитывали то, что есть, но и прогнозировали динамику развития событий. Были намечены две возможные перспективы развития. В первом варианте реализуются только планы экологической модернизации, которые намечены и уже выполняются промышленными предприятиями Красноярска.

При этом в сфере транспорта и автономных источников теплоснабжения никаких изменений не происходит. Как показывают расчеты, содержание многих загрязнителей в атмосфере города в этом случае снизится до нормативных.

Однако это не относится к оксидам азота и бензопирену. Между тем бензопирен считается опаснейшим канцерогеном.
В настоящее время средняя концентрация этого вещества в Красноярске – около 5,5 ПДК. Однако этот показатель очень сильно изменяется в разных районах города. Так вот, по мнению исследователей, даже если полностью исключить промышленные выбросы бензопирена, то из-за автотранспорта, а также печного отопления частных домов и других автономных теплоисточников концентрация этого опасного вещества в атмосфере города может четырехкратно превышать ПДК.

Чей вклад больше?

– Квотирование выбросов – тема сравнительно новая, хотя научная работа велась уже давно, – отметила Ольга Двинянина.

Правила квотирования в соответствии с законом должны быть приняты к 1 ноября 2019 года. Для промышленности это означает ужесточение нормативов выбросов загрязняющих веществ, разработку дополнительных мероприятий по охране атмосферы. Но, как показывает практика, этого недостаточно для того, чтобы достичь требуемой чистоты воздуха. Надо также снижать выбросы автотранспорта – это касается в основном такого вещества, как диоксид азота. А, казалось бы, безобидные домашние печи являются одним из основных поставщиков канцерогенного бензопирена в атмосфере города.

С мнением ученых согласна и Юлия Гуменюк, заместитель министра экологии и рационального природопользования – начальник отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.

– Вклад частного сектора безусловно есть, – заявляет Юлия Гуменюк. – По нашим данным, это очень существенная часть от общего количества загрязнителей, которые поступают в атмосферный воздух. По некоторым расчетам, в Красноярске сегодня легально загрязняют воздух порядка 12 тысяч печей. Что с этим делать? Есть много возможных решений. Перевести на пеллеты или топливные брикеты. Подключить к централизованному отоплению. Стимулировать переход на электроотопление. Правда, сегодня это дорого. Но если разрабатываемая методика подтвердит значительный вклад печного отопления в общую картину загрязнения, то мы сможем решать эту проблему с помощью различных механизмов. Например, можем претендовать на федеральное финансирование для введения льготных тарифов на электроотопление.

Во многом экологические проблемы крупных городов уходят корнями и в «лихие 90-е».
– До начала 90-х годов прошлого века предприятия строились с учетом розы ветров, – рассказала Ольга Двинянина. – Утверждения, что в последние годы в Красноярске направления господствующих ветров изменились, не подтвердились. Например, крупнейшее предприятие северо-востока краевого центра – Красноярский алюминиевый завод спроектирован таким образом, что и сегодня его воздействие на город благодаря розе ветров минимально. Однако в 90-е годы, в эпоху выживания, появилось много мелких предприятий, которые строились без какого-либо учета этого фактора. Сейчас это одна из основных, с моей точки зрения, проблем всех крупных промышленных центров России.
Кстати, в то же время жители частных домов начали массово отключаться от электрического отопления и переходить на дешевое угольное. Возможно, что это одна из основных причин «черного неба» в зимний период времени.

Рекомендации ученых

Каковы же рекомендации ученых? Они в том, что нельзя ограничиваться лишь промышленными объектами, если мы хотим изменить экологическую ситуацию к лучшему. Необходимо серьезно работать с транспортными потоками. Так, чтобы достичь нормализации по загрязнителям, характерным для автомобильных выхлопов, необходимо в ближайшие годы сократить суммарный объем этих выхлопов на 30 процентов. Что же касается частного сектора, то там задача-максимум – перейти на экологически обоснованные способы отопления. Только при этих условиях можно достичь значимых улучшений в состоянии атмосферы Красноярска.

https://gnkk.ru/articles/ustanovka-na-chistyy-vozdukh/