За раздельный сбор мусора, возможно, придётся платить меньше. По крайней мере, эта идея обсуждается на уровне Правительства РФ. Сами же тарифы планируется формировать, исходя из реально накопленных объёмов отходов. Практически в каждом регионе выбрали местных операторов, то есть, компании, которые несут ответственность за круговорот отходов на закреплённых за ними территориях: либо сами, либо через официальных подрядчиков забирают мусор из контейнеров, сортируют и везут на переработку или на полигон. Новая система обращения с отходами введена в первую очередь для того, чтобы собирать и перерабатывать отходы по стандартам безопасности как для людей, так и для природы. И заодно для вывода отрасли из теневого оборота и наведения порядка в этой сфере.
Мусорная реформа
С 1 января 2019 года в некоторых регионах увеличились платежи за удаление мусора. Ведь в платёжки теперь закладываются расходы для всех стадий обращения с мусором: перевозка, вклад регионального оператора в инфраструктуру, плата за негативное воздействие на окружающую среду… Так уже работает большинство регионов. Остальные перейдут на новую систему в ближайшие годы. Москва и Санкт-Петербург взяли «тайм-аут» до 1 января 2022 года. Так что реформа в целом запущена, только вот ситуация во всех субъектах складывается по-разному.
После рабочей поездки в Вологодскую область делегации от Общественной палаты РФ вместе с профильными аналитиками выяснилось, что и в данном регионе существует ряд проблем: низкий показатель платёжной дисциплины (57%), недостаток инфраструктуры и нехватка денег на реализацию перехода к новой системе, для которой требуются новые технологии. Кроме того, в регионе есть осложнения с мусорным полигоном в Великом Устюге. Причём все эти вопросы взаимосвязаны.
Цели у нацпроекта «Экология» действительно благие – к концу 2024 года планируется создать эффективную систему обращения с отходами и ликвидировать все несанкционированные свалки. За достижение результатов губернаторы будут нести личную ответственность, потому что в один из пунктов системы KPI, оценивающей местную власть, входит показатель «Качество окружающей среды», который рассчитывается в том числе и по коэффициенту качества работы с отходами. Это качество состоит из доли мусора, направленного на утилизацию, в общем объёме образованных отходов на территории конкретного региона и количества несанкционированных местных свалок.
Хотели как лучше…
А получилось следующим образом. Вологодская область разделена на 2 зоны деятельности региональных операторов. Оба оператора — частные компании. Западная зона принадлежит ООО «Чистый След», за Восточную отвечает ООО «АкваЛайн». Если измерять в килограммах, минимальный норматив мусора с одного местного жителя многоквартирного жилого дома — 262,43 кг, а максимальный — 338,91 кг. И столько же с индивидуального дома (расчётные таблицы показывают тотальное совпадение).
Департамент ТЭК и тарифного регулирования Вологодской области 11 июня приказом изменил предельный единый тариф на услугу регоператора на вторую половину 2019 года. У «Чистого Следа» снизился тариф на 17,9%, а у «Аквалайна» — на 29,2%. Более того, в обоих полугодиях 2019 года «Аквалайн» собственным указом самостоятельно снижает тариф в своей зоне до уровня тарифа Западной зоны, за которую отвечает «Чистый След». В итоге тариф упал на 6,83%. Если переводить в рубли, то плата снизилась до 528.41 руб. за м3. Таким образом, в Вологодской области появился единый тариф.
Получите-оплатите
Благодаря введению единого тарифа, плата с 1 человека значительно уменьшилась (было от 113 до 140 рублей с человека в месяц). В итоге в Вологодской области для городских жителей максимальный и минимальный платёж получился 115 рублей с человека в месяц. А для сельского населения — 93 рубля.
Проблема в том, что люди всё равно не платят «за мусор». Значит регоператоры не получают деньги. Это ведёт к тому, что компании не способны вкладываться в развитие инфраструктуры, а значит не в силах обеспечить переход на новую систему обращения с мусором, ведь для этого нужны новые технологии, денег на которые нет.
Когда выбор встаёт между тем, чтобы купить продукты на ужин или оплатить вывоз мусора (даже если не совсем обычного, а «продвинутого» раздельного), люди в основном предпочитают первый вариант. По сути, и то, и другое — вопросы выживания. Только временные рамки и масштабы разные. Однако тут важно понимать, что оплачивать услуги регоператора — это такая же необходимость, как и платить, к примеру, за свет. Плату за удаления мусора подняли, чтобы мы все не утонули в отходах. В современном мире особо остро стоит проблема грамотного обращения с мусором. Тем более мы производим его катастрофически много. А новый подход к обращению с отходами обеспечит безопасные условия не только для окружающей среды (в которой мы, к слову, живём), но и для нас самих: мы же не можем существовать отдельно от экологии.
Пока люди не начнут осознанно относиться к оплате мусора, будет замкнутый круг: люди не платят, следовательно, нет денег у регоператора, значит, не может быть новой системы обращения с мусором и хорошей инфраструктуры, зато старые и новые проблемы не заставят себя ждать.
Кстати, регоператоры тоже люди и живут в квартирах или частных домах, поэтому они также получают платёжки и оплачивают графу «за мусор».
ТКО такой?
Великий Устюг мог бы быть не только родиной Деда Мороза, но и пристанищем для мусора. Официально выражаясь, полигоном для твёрдых коммунальных отходов (ТКО). В марте прошлого года председатель правления ПАО «Газпром» согласовал выделение почти одного миллиарда рублей на строительство 11-ти объектов в семи районах Вологодской области. Одним из таких объектов был полигон ТКО в Великом Устюге. Старое районное хранилище мусора (обыкновенная свалка) уже наполнено до отвала. Так что сейчас отходы хранить негде, как по волшебству никуда они не исчезнут: проблему нужно решать.
На этот план «Газпром» выделил деньги, но… проект не прошёл экоконтроль. Самое главное нарушение: слишком близкое расположение от местного аэропорта – пищевые отходы привлекают птиц, а если самолёт столкнётся с пернатыми, то рискуют разбиться люди.
Поправки в Воздушный кодекс появились в конце 2017 года. Во многих регионах начались судебные разбирательства по вопросу переноса мусорных полигонов по причине близости к аэропортам. И в большинстве случаев суд встаёт на сторону безопасности и полигоны приходится переносить.
В Великоустюгском районе сейчас ищут для мусора другое место. Значит, все бюрократические процедуры будут проходить заново, и одно только это займёт года два. А ведь и на саму постройку потребуется отдельный срок… Тем временем мусор будет лишь прибавляться. Если бы изначально к выбору места для мусорного полигона подходили ответственно, то не пришлось бы тратить время.
На форуме «Сообщество» в ноябре 2018 года Виктор Осипов, научный руководитель Института геоэкологии им. Е.М.Сергеева РАН, поднимал вопрос о необходимости научно-обоснованного подхода размещения полигонов. Осипов критиковал метод, когда «находят где-то заброшенные овраги или болота, или ещё какие-то непригодные для проживания территории и там начинают сваливать отходы». Размещение отходов нужно планировать «на базе детального изучения природных условий территории» и искать места, которые будут «наиболее благоприятны для хранения отходов». Осипов советует искать такие участки, где природа сама создаёт защитный барьер. Это могут быть глинистые толщи: глина будет выступать как естественная граница, которая не позволит отходам проникнуть в почву и в воды. При этом важно учитывать ещё и направление ветра (розу ветров).
Новая площадка для хранения отходов должна расположиться на отдаленном от населенных пунктов участке Великоустюгского района, по направлению к Кич.-Городку. По информации собственных источников, на которые ссылается местное СМИ «Премьер», «Газпром» не отозвал выделенную сумму на строительство полигона, продлив договоренности на 2019 год. Но как будет финансироваться объект дальше, неизвестно.
Принцип домино
Региональных проблем немало, причём в процессе начинают возникать всё новые, которые раньше казались неочевидными. Но, чтобы облегчить ход реформы, эксперты Общественной палаты РФ проводят мониторинг прозрачности и доступности для населения информации о новой системе обращения с мусором. Для этого исследуются правительственные сайты и региональные СМИ. Кроме того, Общественная палата анализирует «мусорные» платежи населения в 2019 году, изучает информацию по региональным операторам ТКО.
Для бизнеса роль общественников тоже важна, ОПРФ оценивает инвестиционную привлекательности отрасли: правительство планирует привлечь инвесторов, поэтому нужно оценить риски, при наличии которых деньги в отрасль поступать не будут. Мусор телепортироваться не может, поэтому нужно мониторить местную инфраструктуру и её мощность. Учитывая, что все звенья «мусорной цепи» взаимосвязаны и от их слаженности зависит, будет ли достигнут результат нацпроекта. Так что заниматься ими нужно плотно. Пример Вологодской области наглядно показывает, что несостыковка хотя бы одного планового компонента рушит всю систему.
По словам председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Альбины Дударевой, «Общественная палата обладает большим экспертным потенциалом и готова помогать регионам не допустить остановки в реформе, чтобы к 2024 году достигнуть целей нацпроекта «Экология».
Яна Веденова